Сегодня в районе деревни Кневицы Демянского района Новгородской области
закончилась экспедиция по подъему останков экипажа самолета Пе-2. Это была
завершающая экспедиция в рамках проекта РВИО, посвященного 100-летию со дня
рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева и памяти героя России Олега Пешкова.
В работах принимали участие поисковики отрядов «Находка», «Березка», «Северо-Западный
фронт» и «Гвардия» экспедиции «Долина», а также сын прославленного лётчика и
руководитель фонда Маресьева - Виктор Маресьев.
Место падения самолета находилось в труднодоступном районе и предыдущие попытки
найти останки экипажа и номерные детали машины не увенчались успехом. Однако в этом
году по имеющимся архивным данным поисковики определили, что самолет Пе-2 № 15/08 с
двигателями В12-320 и В12-318 из состава 260-го бомбардировочного авиаполка не вернулся
с боевого задания 21 августа 1941 года. Новгородский поисковик Игорь Кун установил
состав экипажа:
- Летчик, старший лейтенант, Ахалашвили Николай Георгиевич (Григорьевич), 1908
г.р., уроженец города Харьков;
- Штурман, старший лейтенант Троценко Тихон Никифорович, 1908 г.р., уроженец
города Павлоград, Днепропетровской области;
- Воздушный стрелок-радист, старший сержант Божков Степан Сергеевич, 1917 г.р.,
уроженец города Миллерово Ростовской области.
- Немцы появились в этом районе в конце сентября 1941, то есть на момент гибели
самолета это была не оккупированная территория. Предположительно машина была
подбита истребителями противника в 20-30 километрах отсюда. Летчик пытался
посадить Самолет: пристяжные ремни всего экипажа закрыты. Судя по повреждениям, он
зацепился о деревья, завалился на одно крыло и вошел в землю боком, - рассказал командир
отряда "Находка" Александр Морзунов.
В нескольких километрах от места падения - болото Невий мох, простирающееся на десятки
километров. Оно служило ориентиром для летчиков: было отмечено на всех картах и с
высоты выглядело как идеальная площадка для посадки. Вероятно, пилот рассчитывал
приземлиться именно сюда чтобы спасти машину и себя. Точное количество самолетов,
оставшихся в этом болоте неизвестно, но по подсчётам поисковиков их более 50. Участники
экспедиции отметили, что сложность работ заключалась в том, что обнаруженный самолет
при посадке «рассыпался» на фрагменты, затем чего произошло возгорание. После войны
бульдозеры разровняли место гибели самолета под посадку елей, поэтому станки экипажа
были сильно повреждены.
Подводя итоги экспедиции руководитель Департамента поисковой и реконструкторской
работы РВИО Сергей Мачинский рассказал журналистам о результатах проекта РВИО за год.
- За время проекта проведено 11 экспедиций и установлено 14 судеб летчиков.
Теперь родственники знают, где и как погиб их герой. Возвращая эти имена, мы возвращаем
судьбы. А история войны писалась именно судьбами людей, каждая из которых достойна
отдельного фильма и того, чтобы мы помнили и гордились, - сказал Сергей Мачинский.
Сейчас будет проводится поиск родственников, а захоронение останков экипажа состоится в
День Неизвестного солдата, 3 декабря 2016 года, в деревне Исаково Демянского района
Новгородской области.
На сегодняшний день у специалистов РВИО есть информация об еще 20 самолетах в
Новгородской, Тверской и Ленинградской областях, с примерной привязкой к местности. Они
планируют продолжить экспедиции в следующем году, тем более он тоже юбилейный - 75
лет подвига Героя Советского Союза Алексея Маресьева.