Новгородская обл
Парфинский район. бол.Невий Мох
Ил-2
Координаты: N58°08'28,7700" E32°03'17,8500"
Материа на эту страницу предоставилл Михаил Михайлов.

В Москве
Вынося решение о строительстве памятника самолету Ил-2 в Москве, на территории Опытного конструкторского бюро имени С. В. Ильюшина,
администрация и партийная организация ОКБ самую сложную часть задания поручили заслуженному летчику-испытателю СССР,
дважды Герою Советского Союза В. К. Коккинаки. Ему предстояло отыскать подходящий экземпляр штурмовика Ил-2.
Поиски начались.
В 1976 году газета "Новгородская правда" опубликовала заметку о том, что один из жителей города видел на болоте Нивий мох самолет, очень похожий на знаменитый Ил-2.
Владимир Константинович Коккинаки поехал в Новгород, разыскал этого человека и узнал, что подойти к тому самолету летом практически невозможно - болото непроходимо.
Летчик обратился к руководству ДОСААФ, и то подключило к поискам местный аэроклуб.
Оказалось, что начальник аэроклуба Герой Советского Союза И. А. Каберов
тоже видел с воздуха самолет на болоте, но и он подтвердил, что без вертолета туда не добраться.
И снова Коккинаки помогли авиаторы, на этот раз - из Ленинградского военного округа: они выделили вертолет Ми-2.
- Когда вертолет повис над самолетом, лежавшим на болоте, - рассказывал В. К. Коккинаки, - все сомнения отпали: это - Ил-2.
Причем не один, а целых два, находившихся недалеко друг от друга.
Летчик-испытатель, Герой Советского Союза, Василий Петрович Колошенко привел на болото Нивий мох летающий кран Ми-10К. и вырвал "ил" из болота.
Долгожданный груз в ОКБ принял специальный штаб по созданию памятника самолету Ил-2. этот Ил-2 вместе с ветеранами восстанавливали молодые рабочие и конструкторы.
Открытие памятника на территории ОКБ имени С. В. Ильюшина состоялось 9 мая 1978 года.
На памятнике - две надписи.
Первая - посвящение:
ГЕРОЯМ ФРОНТА И ТЫЛА 1941-1945 гг. ПОДВИГ ВАШ БЕССМЕРТЕН
Вторая надпись - пояснительная:
САМОЛЕТ-ШТУРМОВИК ИЛ-2 КОНСТРУКЦИИ СЕРГЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА ИЛЬЮШИНА.
БОРТОВОЙ № 301064.
ИЗГОТОВЛЕН ЗАВОДОМ № 30 В МОСКВЕ В ОКТЯБРЕ 1942 г. ВХОДИЛ В СОСТАВ 33-го ГВАРДЕЙСКОГО ШТУРМОВОГО ПОЛКА 6-й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ.
ЭКИПАЖ: ЛЕТЧИК - СТАРШИЙ СЕРЖАНТ АЛИЕВ ЧЕУН АЛИЕВИЧ.
СТРЕЛОК - РЯДОВОЙ ГОЛОД ГЕННАДИЙ ЛЬВОВИЧ.
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ШТУРМОВИК ИЛ-2 БЫЛ ГРОЗНЫМ ОРУЖИЕМ В БОРЬБЕ С ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ. В 1977 ГОДУ ЭТОТ САМОЛЕТ БЫЛ НАЙДЕН В РАЙОНЕ
г. НОВГОРОДА И ДОСТАВЛЕН В МОСКВУ ПРИ АКТИВНОМ УЧАСТИИ ЗАСЛУЖЕННОГО ЛЕТЧИКА-ИСПЫТАТЕЛЯ В. К. КОККИНАКИ. САМОЛЕТ ВОССТАНОВЛЕН КОЛЛЕКТИВОМ ЗАВОДА.
УСТАНОВЛЕН 9 МАЯ 1978 ГОДА.
Генеральный конструктор Г. В. Новожилов сообщил, что эта машина будет тоже восстановлена и передана в музей Военно-Воздушных Сил в Монине.
- Но прежде чем занять достойное место в музее, этому самолету придется поработать,
Дело в том, что на Мосфильме создается кинокартина об "илах" и нас просят, чтобы Ил-2 № 301060 поучаствовал в съемках.
Вот к этому и готовят второй "ил" наши специалисты.
История второго самолета Ил-2, найденного на болоте Нивий мох, очень схожа с историей первого. Этот самолет (№301060) изготовлен на том же заводе №30.
Самолет входил в состав 71-го штурмового авиаполка 3-й гвардейской авиадивизии 6-й воздушной армии. Летал на нем гвардии сержант М.А. Федотов.
- Михаил Александрович рассказал.
- Базировался тогда наш семьдесят первый шап в Волоколамске, - начал свой рассказ гвардеец-фронтовик. -
В предвечерних сумерках морозного тридцатого декабря сорок второго года, когда механики самолетов уже начали прогревать моторы и зачехлять их на ночь,
поступила команда: одному "илу" срочно вылететь на разведку обстановки на дорогах в районе Радово - Сафроново.
Командование узнало о концентрации там больших сил противника и хотело иметь дополнительные сведения.
День угасал, на выполнение задания времени было в обрез, а мой стрелок как на грех отлучился в батальон аэродромного обслуживания,
и пришлось мне лететь одному. Пролетел я вдоль одного шоссе - оно было пусто, развернулся на другую дорогу, увидел несколько групп немецкой пехоты,
грузовики и сообщил об этом по радио на базу. Пока отвлекся на радиопередачу, не заметил, как "мессер" зашел снизу с хвоста и ударил из пушек по моему "илу".
Наверное, он разбил маслорадиатор - стрелка манометра масла упала до нуля, мотор стал быстро перегреваться, и появилась опасность его заклинивания.
Подо мною было большое заснеженное пространство с темными пятнами кустарника, туда я и решил сажать машину с убранным шасси.
Мотор заработал с перебоями, и я пошел на вынужденную посадку с боекомплектом на борту.
Конечно, страшновато было. Мне ведь накануне этого, двадцать третьего моего боевого вылета на "иле" только двадцать один год исполнился.
Но "Ильюша" меня выручил - плюхнулся в снежную подушку, пробороздил ее и замер. Ни взрыва, ни пожара не произошло.
Выбрался я из кабины и, проваливаясь в снег, а иногда и в незамерзшие под снегом болотистые "окна", стал пробираться к своим.
На третьи сутки с помощью связистов, немного обмороженный, но живой, добрался до своего полка. Вскоре пересел я на другой Ил-2, воевал,
был несколько раз награжден, в том числе и орденом Ленина. Войну закончил в Берлине.
После войны освоил штурмовик Ил-10 и летал на нем до самого увольнения из армии.
В настоящее время живу и работаю в Новосибирске. Из трех моих сыновей двое связаны с авиацией...
Разрешите мне, товарищи, от всего сердца поблагодарить вас, создателей замечательного самолета Ил-2 - настоящего бойца, грозы фашистов и верного друга летчиков.
Спасибо вам, дорогие товарищи, и низкий, земной поклон...
* * * Задание на восстановление второго штурмовика, федотовского, значительно отличалось от первого.
Из самолетных агрегатов особо повышенные требования были предъявлены к шасси и управлению самолетом.
А новая винтомоторная установка второго "ила" получилась точь-в-точь как настоящая.
Группа ветеранов и партийная организация завода, некогда изготовлявшего моторы для "илов", дружно взялись за восстановление сердца самолета.
Старейшие специалисты-мотористы М. Г. Селиверстов, Б. С. Антонов и другие проявили находчивость и быстро оживили мотор.
В отличие от прочих самолетных частей и деталей, мотор АМ-38 штурмовика сохранился неплохо. Большинство его узлов и агрегатов после переборки и чистки были признаны годными.
Только некоторые элементы из наружной "обвязки" мотора потребовали замены. Их нашли в музее ВВС. Вскоре АМ-38 занял место на испытательном стенде.
Наступил торжественный день, когда механик Хромов вместе с Михайловым, Гольским и другими специалистами, закончив подготовку самолета к рулежке, пригласили на аэродром летчика.
Заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии бывший летчик-штурмовик Э. И. Кузнецов занял место в кабине восстановленного самолета.
Прозвучала забытая команда "От винта", ответ - "Есть, от винта", и воздушный винт штурмовика Ил-2 № 301060 начал медленно вращаться.
Прогрев, как положено мотор, летчик скомандовал "Убрать колодки", плавно увеличил обороты, и самолет тронулся с места, провожаемый овацией присутствующих
- участников редчайшей операции по оживлению заслуженного боевого самолета.
Вырулив на асфальтированную полосу аэродрома, "ил" развернулся и побежал по полосе, да так быстро, что некоторым показалось, будто он взлетел...
Таким, стремительным, как прежде, - и увидели его многие люди на экранах своих телевизоров 24 января 1980 года в передаче "Время".
Как только Ил-2 № 301060 "ожил", его пригласили на главную роль сразу в двух кинокартинах. А после съемок в Воронеже и Прибалтике, в канун Дня Воздушного Флота,
15 августа 1980 года, этот уникальный самолет передали на вечное хранение в музей ВВС в Монине.
Прославленному "илу" предоставили место в ангаре, как раз под большой картиной "Илы" в атаке", выполненной конструктором-художником, фронтовиком Николаем Григорьевичем Федуловым.
Теперь многочисленные посетители музея слушают взволнованные рассказы экскурсоводов-фронтовиков о славных боевых делах "илов",
один из которых начал свою вторую, мирную жизнь на пользу Родине.

6 6 6 3 3 4 3 4 2
К началу страницы
Фото материал на эту страницу взят с сайта tankasan.livejournal.com
Текстовый материал со страницы сайта http://avia.lib.ru
Фотография восстановленного штурмовика взята с сайта Монино. Музей ВВС РФ
Рекомендуемая к прочтению книга"Штурмовики"